Облака идут в рост

6 324
Оглавление
Рас­хо­ды на пуб­личные и час­тные об­ла­ка на рос­сий­ском рын­ке вы­рас­тут по ито­гам это­го го­да на 21,8%. Та­кое уве­личе­ние прог­но­зиру­ет IDC. До 2025 г. об­ла­ка бу­дут рас­ти со сред­не­годо­выми тем­па­ми 18,6%. В ре­зуль­та­те объ­ем рос­сий­ско­го рын­ка пуб­личных и час­тных об­лачных ус­луг сос­та­вит $2,51 млрд.

По результатам исследования IDC, в прошлом году рынок облачных услуг России, включающий публичные и частные облака, вырос на 26,9% — до $1,07 млрд. На долю публичных облаков пришлось 84,6% всех расходов компаний, тогда как расходы на частное облако составили 15,4%. На рынке публичных облаков наибольшую долю в 2019 г. заняла SaaS - 61,2%, у IaaS - 26,7% и у PaaS — 12,1%. Наибольший объем потребления публичных облачных услуг IDC зафиксировала со стороны розничной и оптовой торговли, финансовой отрасли и сектора промышленного производства.

«Создание партнерской экосистемы вокруг функциональных рынков IaaS и PaaS будет по-прежнему определять успех поставщиков облачных услуг и станет ключевым фактором в масштабировании их облачного бизнеса. Такие экосистемы будут способствовать созданию новых каналов выхода на рынок через партнеров, в частности независимых разработчиков программного обеспечения», — говорится в сообщении IDC.

Организации все чаще прибегают к публичным облачным сервисам, чтобы получить доступ к новым технологиям, таким как контейнеры, нереляционные базы данных, аналитика больших данных, искусственный интеллект, Интернет вещей и инструменты разработки, которые могут поддерживать процессы DevOps.

«Определенно можно сказать, что 2019 г. стал поворотным в истории российского рынка облачных услуг: ряд российских поставщиков запустили и стали активно развивать облачные сервисы на основе контейнерной виртуализации. Это изменит структуру потребления облачных сервисов в пользу IaaS и PaaS и сместит баланс сил в пользу отечественных поставщиков. Надвигающийся глобальный экономический кризис только усилит обе тенденции, заставляя предприятия ускорять инновации и использовать платформенные услуги местных поставщиков для повышения производительности своих групп разработчиков», — прокомментировал полученные результаты руководитель исследований рынка облачных услуг IDC в Россия и СНГ Дмитрий Гаврилов.

Архитектор бизнес-решений VMware Артем Гениев считает, что прогноз IDC выглядит вполне реалистично. Он уверен, что российский рынок облаков вырастет по итогам этого года на 20-25%.

Спрос на облачные сервисы во время пандемии заметно вырос. «Мы видим несколько причин, повлиявших на увеличение спроса на облака, — говорит Артем Гениев. - Во-первых, облака обеспечивают эластичность и масштабируемость ресурсов, что позволяет адекватнее реагировать на пики и провалы спроса, характерные для текущей ситуации. Во-вторых, модель pay-as-you-go, характерная для облака, позволяет динамично выровнять доходы предприятия и затраты на ИТ, оперативно реагируя на пики и провалы спроса. В-третьих, в кризисной ситуации гибридные облака высвобождают ресурсы собственной ИТ-инфраструктуры и персонала для наиболее критичных информационных систем за счет быстрого переноса менее критичных нагрузок в облака». Еще один стимул для резкого роста спроса на облачные сервисы — сама модель потребления, которая позволяет избежать существенных первоначальных инвестиций.

В марте и апреле объем облачных заказов «Ростелекома» вырос почти в три раза. Наибольший спрос у компании и сейчас приходится на облачную инфраструктуру, IaaS. «Заказчиков по-прежнему привлекают в облаках масштабируемость, возможность сокращения капитальных затрат на закупку собственного железа, надежность и безопасность», — сказал представитель «Ростелекома».

Показатель общего объема российского рынка в оценках IDC вызывает вопросы. Генеральный директор «Облакотеки» Максим Захаренко предположил, что в SaaS по-прежнему включили сервисы сдачи налоговой отчетности, такие как «Диадок», а в офисных ЦОДах по-прежнему эксплуатируется подавляющее большинство ИТ-инфраструктур компаний - поэтому их доля существенно выше публичных.

«Мне кажется, что из-за этих факторов сейчас сложно определить объем рынка частных облаков, особенно если компания просто закупает собственное оборудование. Оглядываясь на результаты исследований и основываясь на собственных наблюдениях, я могу оценить рынок публичных облаков в России примерно в $200-300 млн», — сказал представитель «Облакотеки». Он отметил, что впервые увидел в отчете IDC тенденцию создания партнерских экосистем с целью заработать вместе.

По наблюдению менеджера по продуктовому маркетингу «MANGO OFFICE» Елизаветы Жуковой, интерес к облачным технологиям, кроме торговых, финансовых и промышленных компаний, активно проявляют девелоперы, медицинские организации, автобизнес и госсектор. Крупные заказчики прежде всего хотят внедрять инструменты, адаптированные для своих отраслей.

По словам директора по продуктам компании «МойОфис» Евгения Фенюшина, текущая рыночная ситуация формирует растущую потребность в сервисах организации удаленной работы во всех сегментах дистанционного обучения и образования. С учетом этих факторов рост рынка облачных сервисов может быть даже более интенсивным, чем в прогнозах, с ключевыми направлениями роста PaaS и частных облаков.

«Мы наблюдаем разное влияние на рынок, - рассказал руководитель департамента облачных решений «Билайн бизнеса» Сергей Кондратьев. - В части офлайн-бизнеса пандемия вызвала снижение потребления облачных сервисов, а в отношении онлайна, наоборот, мы отмечаем рост как в части новых проектов, так и в потреблении текущих заказчиков. В новых реалиях бизнес вынужден менять свои подходы, пробовать новые направления — а это как раз удобнее развивать, применяя облачный подход. Массовый перевод на удаленку сотрудников вызвал рост спроса на услугу предоставления безопасных рабочих мест».

По оценке специалиста, рынок по итогам вырастет более чем на 24%. Рост покажет Iaas и PaaS среди крупного и среднего бизнеса, SaaS — в сегменте среднего и малого бизнеса.

С одной стороны, российские облачные провайдеры предлагают клиентам широкие линейки необходимых для цифровой трансформации современных сервисов. С другой стороны, многие компании, использующие облака несколько лет, пришли к пониманию, что выгодно размещать в облаке ИТ-инфраструктуру частично, а не целиком. «Два этих фактора будут уравновешивать друг друга, поэтому взрывного расширения объема облачного рынка в целом я не ожидаю. В 2021 г. он составит не более 25% суммарно по основным направлениям», — ожидает генеральный директор ActiveCloud в России Дмитрий Яшин.

Объем выручки «МегаФона» по облачным решениям в этом году увеличился более чем в четыре раза. Руководитель по облачным платформам и инфраструктурным решениям ПАО «МегаФон» Александр Осипов говорит, что увеличился спрос на облака со стороны госорганизаций, крупных компаний электронной торговли, финтеха и онлайн-сервисов.

«Еще один тренд, который мы видим и который в IDC не отметили, — это рост спроса на гибриды, - сказал директор по развитию «Крок Облачные сервисы» Максим Березин. — Инфраструктуры крупных клиентов сложны и разнородны, и для наибольшей экономической отдачи компании выбирают многокомпонентные среды, включающие публичное облако, выделенные инфраструктуры в коммерческих ЦОДах». По прогнозам «Крок», рост рынка по итогам этого года будет на уровне 20%, а самым серьезным драйвером для него останется пандемия. По мнению Березина, одним из самых быстрорастущих сегментов облачного рынка станет PaaS, конкретнее — услуга Kubernetes as a service. Параллельно будет расти спрос на управляемые сервисы — от миграции инфраструктур, до настройки и управления отдельными компонентами и системами.

В целом результаты исследования IDC, по мнению опрошенных компаний, достаточно достоверно описывают векторы развития рынка.


Источник: Comnews

Актуальное

21 634
Унифицированные коммуникации в России
Николай Бабкин, руководитель отдела управления продуктами MANGO OFFICE, прокомменировал ситуацию на российком рынке унифицировнаных коммуникаций.
20 055
Мессенджер-маркетинг: шесть советов, как заинтересовать потенциального покупателя

Как сделать так, чтобы потенциальный клиент с интересом открывал сообщения от бренда и был готов пойти по воронке ниже? Несколько рекомендаций от маркетологов MANGO OFFICE.

9 019
Вовлекаем клиента с помощью SMS, мессенджеров, чат-ботов: советы для онлайн-продаж от практиков

В статье на портале Retail.ru специалисты MANGO OFFICE собрали несколько советов, как лучше использовать различные текстовые инструменты на каждом этапе воронки продаж.